UK Garage, 2-step Garage & 4x4

Логин (e-mail)     Пароль     
вспомнить пароль
Логин (e-mail)    
Имя    E-Mail    Пароль   
  регистрация  вход 
 
 
 
 
СТАТЬИ
 

2Step Garage

 

Если вы живете в Лондоне, то, наверняка сканировали FM-диапазон и попадали на пиратскую радиостанцию, которая транслирует нечто необычное. Вроде бы хаус-музыка, но ритм отличается — слишком дерганый и прифанкованный, и кроме того, здесь поверх музыки тараторит МС, в джангловой манере. Может, это всё-таки джангл, а может и нет: слишком медленно, слишком сексуально. Иногда это смахивает на американский R&B — но звучит по-наркомански: как если бы Timbaland закинулся Е. Так что же это за стиль-без-названия?


Это последнее в череде мутаций, порожденных мультирасовой рэйв-сценой Лондона, следующая эволюционная ступнь после спид-гаража (который ответвился от джангла). У нового стиля есть название, но слишком сухое и техническое: 2 step, термин, объединивший все виды нервных, нерегулярных ритмов, которые никак не соответствуют традиционному гаражному пульсу в 4/4. Пора бы кому-нибудь создать более привлекательный термин — такой, который бы передавал всю поцелуйную сочность 2 степа. Потому что весь сок, выжатый из джангла пост-текстеповой школой технологичного драм-н-бэйса, впитался в сочную форму 2 степа.


«На самом деле, джангл произошел от хаус-музыки. В нём есть влияние реггей, но это всё-таки хаус», — настаивал MC Navigator с пиратской джангл-станции Kool FM в 1994 году. Три года спустя джангл вернулся к истокам, когда его rude bwoy дух и ритмическая техничность объединились с гаражом (самой душевной и песенной формы хауса), что породило новую лондонскую сцену. Отношения джангла с гаражом строились следующим образом. В противовес амбиентным чилаут-комнатам техно-клубов, второй танцпол в джангл-клубах обычно отдан гаражу. Пиратские радиостанции часто отдавали гаражным программам самый расслабленный эфир выходных (субботнее утро, воскресный полдень). Именно на этих пиратских программах ди-джеи начали ускорять пластинки американского гаража (музыканты вроде Masters At Work, Kerri Chandler, Todd Edwards) до 130 ударов в минуту, придавая им дополнительную энергию, дабы угодить джангл-аудитории Лондона. Ди-джеи особенно ценили dub-версии американских трэков, объясняет Spoony из команды Dreem Teem, потому что «там почти отсутствовал вокал, и можно было играть dubs быстрее без того, чтобы это резало слух». Эти безвокальные трэки также давали возможность МС делать свое дело.


Вскоре ди-джеи стали записывать отечественные гаражные трэки, которые звучали как в пиратских программах — быстрее, чем US-звук, с джунглистским саб-басом и рагга-вокалом, примоченным timestretch. Британский underground garage также радикально усилил тот аспект нью-йоркского звучания, который привлекал уши, натренированные джанглом: замысловатый рисунок перкуссии, сложные барабаны и, прежде всего, скачущие, частые, синкопированные snares, оживленные суетливые тарелки, которые делают гараж гораздо более фанковым, чем обычный хаус.


Ту-степ трансформирует гараж в своего рода замедленный джангл — вялое неистовство микро-брейкбитов, колебаний и гипер-синкоп; моменты, когда ритм вроде бы замер и затаил дыхание. В простейшем случае это достигается удалением каждой второй и четвертой басовой бочки из ритма 4/4, что создает качающее, дрожаще-фанковое ощущение. Более смелые ту-степ продюсеры программируют неровные рисунки басовой бочки, которые синкопируют с бас-линией, сродни стилю Timbaland, который набивает двойные или тройные/четверные/пятерные kick-бочки. Ту-степ фактически лишил спид-гараж «скорости», или по крайней мере ощущения скорости, потому что удаление двух из каждых четырех басовых бочек сразу вычитает эту непрерывно пульсирующую энергию.Этот эффект напоминает то, как дабовая бас-линия использовалась в джангле для движения в полскорости под лихорадочные брейки.


Действительно, некоторые ту-степовые вещи смахивают на ска или rocksteady. Дабы компенсировать дефицит энергии, ту-степовые продюсеры делают акцент на фанке, заставляя каждый элемент в треке работать одновременно — ритм, мелодию и фактуру (texture). Духовые, клавиши, вокал — всё сцеплено воедино с перкуссионным рисунком, который обработан с помощью эффектов так, что ритмическая дорожка сама по себе звучит очень эффектно: с хрустом и хлюпаньем. Эти осязательные тембры соединены с дергаными триолями и синкопами, что создает причудливый эффект наложения ритмов. «Ритмическая дорожка больше не является лишь подложкой для песни, — утверждает дуэт Dem 2, чей неофанковый хит “Destiny”, был визитной карточкой британского ту-степа. — Ритмы, различные инструменты и вокал являются равно значимыми элементами трека — любой из них может оказаться цепляющим и засесть в голову». Хотя Dem 2 корректно замечают, что такую ритм-мелодичность можно услышать также и в других областях современной танцевальной музыки, бесспорно то, что британский гараж усвоил это знание в основном от драм-н-бэйса.


Многие из ведущих ту-степовых продюсеров обкатывали свое мастерство, программируя джангл. Но сейчас трудно представить какого-нибудь текстепового продюсера, делающего ту-степ. В этом есть определенная ирония, потому что ту-степ во многих смыслах есть подтверждение джангл-влияния, в противовес стремительному успеху спид-гаража первой волны, который оказался слишком привлекательным для поклонников мэйнстрим-хауса.


Ту-степ — это полусознательная попытка еще раз заявить гараж как «лондонскую вещь» (It’s a London Thing), а не какое-то там недолговечное английское поветрие. Похожесть с джанглом наблюдается и в ди-джейской манере. «В традиционным гараже и хаусе основная бочка и инструментальная аранжировка более продолжительны и монотонны, — говорит “Bat” Bhattacharyya, эксперт из интернет-форума ukdance. — Нью-йоркский гараж построен так, чтобы ди-джей делал долгие и плавные миксы. Но ту-степ, как и хардкор с джанглом, гораздо больше располагает к киданию кроссфэйдером — разновидность хип-хоп техники, которую невозможно использовать в пульсирующем бите хауса, потому что это будет звучать смешно».


Джангл-корни ту-степа заметны также в его неустойчивой сейсмологии. Послушайте пиратов вроде Freek FM, Mission или Smooth, и вы услышите клокочущие басовые мелодии, резкие басовые детонации и грохот, которые не имеют никакого отношения к хаусу, известному до сих пор. Если джангл действительно произошел из хауса, как заявлял Navigator, настоящая преемственность между двумя стилями не ритмическая или структурная: это использование вокала (почти всегда отсутствует в техно). По грубому подсчету, почти 2/3 хардкор/джангл хитов периода 1991-94 гг. использовали сэмплированный вокал див в качестве основной фишки. Продюсеры вырезали их из старых хаус и R&B пластинок, или из CD с подборками акапелл, предназначенных специально для сэмплирования. Продюсеры при этом использовали технику, известную по хардкор-джангловой истории: ускорение (accelerating), pitchshifting, timestretching, looping, filtering, и так далее.


Когда в 1996 году начал доминировать текстеп, из драм-н-бэйса стали исчезать вокальные сэмплы. Но хаус-хардкор-джангловая преемственность в поклонении голосистым дивам на этом не закончилась, она лишь ответвилась в спид-гараж. Это видно на примере карьеры Steve Gurley. Будучи участником Foul Play, он сэмплировал дива-вокалы из SOS Band и Kleer для таких треков, как “Finest Illusion” и “Open Your Mind”. Начав работать соло под именем Rough Unit, он создал шикарную драм-н-бэйс версию соул-хита 1985 года “Say I’m Your Number One”. Сегодня Gurley — ведущий ту-степ продюсер, записывающий вокальные треки и ремиксы. Традиционный нью-йоркский гараж тяготеет к шикарному вокалу, звучащему поверх грува. В противовес ему ту-степ продюсеры подчиняют вокалиста фу(а)нкциональным задачам, нарезая вокальные сэмплы в стаккато, перкуссионные риффы, которые сцепляются с грувом, что создает дополнительные синкопы. «Вокальная наука» — термин, придуманный для этой вивисекции дивы, эффективно трансформирует вокалиста в компонент ритмического набора.


Вокальная наука ту-степа перекликается с анти-натуралистической студийной техникой американского R&B, чьи продюсеры давно практиковали цифровую обработку вокала для того, чтобы он звучал еще более сладко и приторно. Сейчас американские R&B хиты постоянно переделываются в ту-степовые ремиксы. Наряду с официальными ремиксами пошел поток бутлегов на хиты R&B. В хэви-ротации пиратских станций в 1999 году был неофициальный ту-степ ремикс Brandy & Monica “The Boy Is Mine”, в котором была воскрешена хардкоровская традиция ускоренного вокала. Загляните в гаражный магазин типа Rhythm Division в Восточном Лондоне, и вы скорее всего услышите, как кто-нибудь скажет о пластинке: «девчонкам это нравится» — к примеру, о либимце пиратов и хите #1 в британском чарте “Sweet Like Chocolate” дуэта Shanks & Bigfoot. В большинстве танцевальных тусовок такой комментарий был бы антирекламой. По неписанным законам техно и драм-н-бэйса, явная мелодия, неприкрытые эмоции и чересчур человеческие чувства считаются проявлением попсовости. Однако для британской гаражной сцены фраза «девчонкам нравится» — суперрекомендация. Здесь наблюдается поразительное уважение к женским вкусам. Пиратские ди-джеи посвящают треки «тусовке девушек». И большинство ди-джеев/продюсеров согласятся с мнением Ramsey & Fen: «Когда девушки начинают хором подпевать хитам типа нашего “Love Bug”, парней просто колбасит! Если дамам нравится, им всем тоже нравится».


Излишне говорить, что, как и в случае с любым модным стилем, существует масса левого ту-степа. Также необходимо отметить, что ту-степ не имеет монополии на творчество в британской гаражной сцене. Ramsey & Fen и их инженер M.J. Cole записывают отличные трэки как в ту-степе, так и в 4/4. В данный момент, однако, перевес на стороне ту-степа. Его жизнестойкий баланс (индивидуальность и желания толпы, оцифрованный звук и живая музыкальность, футуризм и традиция, трэки и песни) и смесь противоположных настроений (свет-мрак, женский-мужской, высокие частоты-бас) напоминают о славных временах хардкора и джангла. Британский гараж разрешил (или скорее подружил) большинство главных противоречий, которые составляли рэйв-культуру последней декады: музыкальный-технологичный, органический-синтетический, песня-трэк, поп-андреграунд, брейкбит-4/4.


Особенно в ту-степе песни становятся трэковыми, а трэки становятся песенными; мелодия перкуссионна, а перкуссия мелодична; вокал постоянно вызывает у вас вопрос, человек это или машина, душа или техника. Ответ: и то, и другое, и одновременно ни то, ни другое. Если ту-степу удастся объединить все свои противоположные импульсы и корни, удерживая их в продуктивном единоборстве, которое не закончится расколом на фракции (как было с джанглом), тогда будущее выглядит весьма светлым.

10 февраля 2002
 

Добавить комментарий

 
Чтобы оставлять комментарии на сайте нужно войти на сайт или зарегистрироваться.

 
 
 
Красители POM суперконцентраты красители.
 
МИКСЫ
 
 
ТРЕКИ
 
 
cd1d0a32
 
Обратная связь
 
Copyright © 2001—2020 2step.ru

  Яндекс цитирования     Рейтинг@Mail.ru

}